Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Отчет о результатах деятельности Департамента за 2017 год

 

Отчет о достигнутых результатах деятельности

Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за 2017 год

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент) в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 декабря 2012 года N 164 осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса, электроэнергетики.

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, в рамках приоритетного направления социально-экономического развития по повышению эффективности топливно-энергетического комплекса предусмотрено комплексное развитие энергетической инфраструктуры, включающее:

1. Развитие генерирующего сектора электроэнергетики для покрытия растущих потребностей в электрической энергии и мощности объектов нефтегазового комплекса и населенных пунктов автономного округа, а также для экспорта электрической энергии в соседние регионы.

2. Развитие электросетевого комплекса в составе магистральных и распределительных электрических сетей, прежде всего напряжением 110, 220 и 500 кВ для обеспечения своевременного присоединения растущих электрических нагрузок потребителей нефтегазового комплекса, населенных пунктов автономного округа и объектов инфраструктуры, а также перевода на централизованное электроснабжение части населенных пунктов автономного округа.

Условием реализации направления является внедрение инновационных технологий, включая "зеленую" энергетику и объекты новой генерации; обеспечение надежности и безопасности работы системы электроснабжения; инновационное обновление отрасли, направленное на обеспечение высокой энергетической, экономической и экологической эффективности производства, транспорта, распределения и использования электроэнергии.

Основные мероприятия развития компонентов отрасли на перспективный пятилетний период определены в Схеме и программе развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2022 года, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 28.04.2017 № 234-рп.

В рамках реализации Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» решаются следующие основные задачи:

- строительство электросетевых и генерирующих объектов в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (с целью повышения надежности, бесперебойности и качества электроснабжения существующих потребителей, а также повышения доступности электроэнергетической инфраструктуры, сокращения сроков подключения к электросетям новых потребителей);

- возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии населению и приравненным к категории потребителям, предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы (с целью обеспечения сохранения социальной стабильности, содействия конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, сельхозпроизводителей и жилищно-коммунальных предприятий, защиты населения от высоких цен (тарифов) на товары (услуги)).

В отчётном периоде реализация мероприятий в сфере электроэнергетики по государственной программе проходила следующим образом:

1. По мероприятию «Строительство электросетевых объектов в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» в 2017 году в рамках реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики за счет привлеченных средств запланировано новое строительство и реконструкция электросетевых объектов в объеме 403,94 км линий электропередачи и 303,17 МВА трансформаторной мощности с общим объемом инвестиций в сумме порядка 4,4 млрд. рублей.

Предварительное исполнение (на 01.11.2017) составляет 1,6 млрд. рублей (36,4 % от годового плана) с вводом объектов в объеме 216,2 км линий электропередачи (53,5 % от годового плана) и 122,16 МВА трансформаторной мощности (40,3 % от годового плана). Фактическое исполнение будет представлено после завершения формирования годовой финансовой отчетности предприятий электроэнергетики в апреле 2018 года, при этом, в соответствии с прогнозными данными субъектов электроэнергетики, исполнение годового плана ожидается в полном объеме.

2. В 2017 году на возмещение недополученных доходов гарантирующим поставщикам в децентрализованной зоне электроснабжения согласно плана финансирования из бюджета автономного округа 7 муниципальным районам предусмотрено 783 508,0 тыс. рублей.

В бюджеты муниципальных районов (по состоянию на 1 ноября 2017 года) перечислено 567 356,3 тыс. рублей или 72,4 % предусмотренных бюджетных ассигнований, в том числе:

- субвенции муниципальным образованиям на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии населению и приравненным категориям потребителей, в сумме 473 293,8 тыс. рублей;

- субсидии муниципальным образованиям на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы, в сумме 94 062,5 тыс. рублей.

В 2017 году на софинансирование расходов по возмещению недополученных доходов гарантирующим поставщикам в децентрализованной зоне электроснабжения согласно условиям Государственной программы предусмотрено направление средств бюджетов 6 муниципальных районов в общей сумме 103 892,6 тыс. рублей, что соответствует установленной доле софинансирования в 40% годового объема возмещения по мероприятию «Субсидии муниципальным образованиям на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы».

По состоянию на 01.11.2017 из бюджетов муниципальных районов на софинансирование по данному мероприятию перечислено 68 924,5 тыс. рублей или 66,3 % от запланированного финансирования, по итогам 2017 года ожидается 100 % исполнение. 

Для повышения инвестиционной привлекательности региона и обеспечения комфортных условий для предпринимательской деятельности, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № Пр-2347ГС по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации 12 ноября 2016 года, а также распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 декабря 2016 года № 297-рг Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа реализуется портфель проектов по целевой модели «Подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям». Основными целями данного портфеля проектов являются:

- сокращение срока заключения договора на технологическое присоединение;

- сокращение срока выполнения мероприятий технологического присоединения.

Также в рамках указанного портфеля проектов продолжается реализация приоритетного проекта автономного округа «Создание системы мер по оптимизации процесса подключения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт)», целью которого является повышение доступности энергетической инфраструктуры и сокращения сроков подключения к электросетям. Необходимо обеспечить достижение целевого значения показателя по сокращению среднего срока подключения к электросетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт до 40 дней по итогам 2018 года.

Динамика основных показателей отрасли.

1. Выработка и потребление электроэнергии на территории автономного округа:

Показатель

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год[1]

Выработка электрической энергии

млн. кВт∙ч

86 610,9

89 142,2

88 230,1

90 228,3

81 101,0

Динамика изменения

% к соответствующему периоду предыдущего года

+ 6,8

+ 2,9

- 1,0

+2,3

- 10,1

Потребление электрической энергии

млн. кВт∙ч

68 993,2

70 634,8

70 440,4

71 397,2

71 450,0

Динамика изменения

% к соответствующему периоду предыдущего года

+ 4,9

+ 2,3

- 0,3

+ 1,4

+ 0,1

Согласно прогнозному балансу электроэнергии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, представленному в Схеме и программе развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2022 года, выработка электроэнергии в 2017 году ожидается на уровне 81,1 млрд. кВт∙ч, что составит 89,9 % от выработки за 2016 год. Потребление электроэнергии в 2017 составит порядка 71,5 млрд. кВт∙ч. или 100,1 % от потребления за 2016 год. Таким образом ожидается сокращение суммарного сальдо-перетока (избытка) энергосистемы Югры с 18,8 млрд. кВт∙ч в 2016 году до 9,7 млрд. кВт∙ч в 2017 году.

3. Повышение доступности энергетической инфраструктуры:

Показатель

Ед. изм.

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год[2]

Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения

ед.

8

5

5

5

5

Предельный срок подключения энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт)…

дней

83

92

35

31

25

 

Количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети на территории автономного округа составляет 5, что соответствует плановому значению данного показателя.

Средний срок подключения энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт) к энергетическим сетям в 2017 году (по состоянию на 01.10.2017) составил 25 дней, что на 17 дней короче, чем плановое значение данного показателя для Югры (42 дня) и на 3 дня короче, чем в 2016 году.

Для обеспечения надежного, качественного электроснабжения и подключения перспективных потребителей, в рамках реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, за счет привлеченных средств, на период 2017-2022 годы запланировано новое строительство и реконструкция электросетевых объектов в объеме 2 499,3 км линий электропередачи и 1 461,6 МВА трансформаторной мощности с общим объемом инвестиций в сумме порядка 28,6 млрд. рублей.

 

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 

В 2017 году в Югре продолжена реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Инструментом реализации энергосберегающих мероприятий является государственная программа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округа - Югре на 2016 - 2020 годы".

По итогам 2017 года общая оснащенность жилищного фонда, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ, на территории автономного округа общедомовыми приборами учета энергоресурсов – 98,0%, индивидуальными – 94,7%. Оснащенность общедомовыми приборами учета по отношению к 1 января 2017 года увеличилась на 0,4%, индивидуальными - на 0,3%. В 2017 году собственниками жилья установлено свыше 37 тысяч приборов учета. В целях оказания помощи гражданам с низким уровнем дохода в Югре предусмотрена субсидия на приобретение и установку приборов учета энергоресурсов в размере 70,0% их стоимости.

Бюджетные объекты окружного и муниципального уровня оснащены приборами учета на 100,0%, также все государственные и муниципальные учреждения бюджетной сферы автономного округа прошли обязательные энергетические обследования.

 

Динамика основных показателей в области энергосбережения

и повышения энергетической эффективности

(в процентах)

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Доля учреждений бюджетной сферы, оснащенных приборами учета энергоресурсов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доля обязательных энергетических обследований учреждений бюджетной сферы

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доля многоквартирных жилых зданий, оснащенных коллективными приборами учета энергоресурсов, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ

59,8

92,4

95,3

96,4

97,6

98,0

Доля квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета энергоресурсов, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ

85,4

94,0

94,1

94,2

94,4

94,7

Удельный расход тепловой энергии в государственных и муниципальных учреждениях Гкал/кв. м в год

0,33

0,32

0,31

0,3

0,29

0,29

Средний удельный расход тепловой энергии на цели отопления в жилых домах, в том числе в многоквартирных домах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, Гкал/кв. м в год

0,34

0,33

0,32

0,31

0,3

0,3

 

В целях привлечения внебюджетных источников финансирования в бюджетную и жилищную сферу автономного округа на реализацию энергосберегающих мероприятий через энергосервестные контракты заключено соглашение о сотрудничестве в развитии энергоаудиторской и энергосервисной деятельности в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре с Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».

В 2017 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре заключено 20 энергосервисных контрактов: в г. Сургуте – 2 (с компанией ООО "Независимое энергосбытовое предприятие"), в г. Югорске – 2 (с компаниями ПАО «Ростелеком» и ООО «ЭнергоПрофит»), в Советском районе – 3 (с компанией ООО «Межрегиональный центр энергосервиса»), в г. Ханты-Мансийске – 2 (с компаниями ООО «ИнТехСистема» и ООО «СтройМонтажСервис»), в г. Мегионе – 1 (с компанией ООО «Межрегиональный центр энергосервиса») и г. Урай – 10 (с компаниями ООО «ТеплоСервис» и ООО «Межрегиональный центр энергосервиса») на общую сумму 65,8 млн. руб. Ожидаемая экономия тепловой энергии составит 2,1 тыс. Гкал и 1,5 млн. кВт.*ч. в год или 13 млн. руб. в год.

В октябре текущего года Министерство энергетики России опубликовало на официальном сайте ведомства рейтинг энергоэффективности субъектов Российской Федерации по итогам 2016 года, где Ханты-Мансийский автономный округ также остался в первой тройке лидеров (https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/5197/76616). При составлении сводного рейтинга учитывался ряд показателей в области энергоэффективности и энергосбережения: энергоёмкость валового регионального продукта, энергоэффективность освещения в уличном и дорожном хозяйстве, энергоэффективность электроснабжения и теплоснабжения в бюджетном секторе, включение показателей энергоэффективности в государственные программы, популяризация энергосберегающего образа жизни. Общая сумма баллов по всем показателям составила 61,8 из 85 максимальных.

Высокие показатели указывают на результативную работу округа в сфере энергоэффективности и энергосбережения. Занимать устойчивую позицию в топе энергоэффективных субъектов позволяет внедрение концепции «Бережливый регион». Работа по повышению энергетической эффективности в рамках концепции ведётся в Югре по нескольким направлениям: в бюджетной сфере, жилищном фонде, нефтегазовом и электросетевом комплексах.

В 2017 году на территории автономного округа продолжилась активная деятельность по проведению форумов, фестивалей, конкурсов по тематике энергосбережения. В том числе Югра принимает активное участие во всероссийских мероприятиях и акциях, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Начиная с прошлого года в автономном округ проводится Всероссийский фестиваль энергосбережения #Вместеярче. В 2017 году фестивальное движение приобрело больший масштаб, участие в мероприятии приняло свыше 10 тысяч югорчан всех возрастов, фестиваль продлился три дня (10-12 июня 2017 г.) в городе Ханты-Мансийске. Также эстафету проведения фестиваля приняли города Югорск и Сургут. Жители округа принимают активное участие в подписании деклараций о бережном отношении к энергоресурсам и петиций в поддержку ускоренного перехода на энергоэффективное освещение в России. Югра занимает второе место по Российской Федерации в данном направлении.

Югра ежегодно принимает участие во Всероссийском конкурсе реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ENES-2017 и Всероссийском конкурсе СМИ, пресс-служб компаний ТЭК и региональных администраций «МедиаТЭК». Основные цели конкурсов — стимулирование реализации проектов по повышению энергоэффективности и энергосбережения в различных секторах экономики и повышения интереса к деятельности компаниям ТЭК, популяризации профессии энергетика и энергоэффективного образа жизни. Представители Югры не только активно участвуют в этих конкурсах, но и являются победителями и призёрами в различных номинациях на федеральном уровне.

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

 

Для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, снижения себестоимости, привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор автономного округа в Югре принята и реализуется государственная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» (далее – Программа).

Подрядными организациями завершены работы на объектах г. Нягани (первый пусковой комплекс канализационных очистных сооружений), Сургутского района (реконструкция и расширение водоочистных сооружений в п. Нижнесортымский), Ханты-Мансийского района (водозабор с водоочистными сооружениями в п.Горноправдинск). Продолжаются строительно-монтажные работы на газораспределительной станции в д.Ярки Ханты-Мансийского района. Разработана проектно-сметная документация по объектам Ханты-Мансийского района (водоочистные сооружения в д.Ярки), г. Югорска (канализационные очистные сооружения), Белоярского района (водозабор с водоочистными сооружениями в п.Горноправдинск).

Возросла доля жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства с 83,9% до 84,3%.

Основные показатели, характеризующие развитие жилищно-коммунального комплекса Югры за 2010 - 2017 годы.

Динамика показателей развития жилищно-коммунального комплекса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Жилищный фонд, млн. м 2

29,1

29,7

30,4

31,1

32,1

33,1

34,0

34,1

Уровень благоустройства жилищного фонда, в процентах

 

всеми видами благоустройства

79,6

79,9

80,0

80,2

81,4

82,8

83,9

84,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

водопроводом

91,9

91,9

92,1

92,8

93,2

93,6

93,8

93,9

канализацией

90,9

91,0

91,1

91,4

91,8

92,3

92,5

92,6

отоплением

93,3

93,3

93,3

93,9

93,9

94,5

94,6

94,7

ваннами (душем)

87,1

87,2

87,1

87,4

88,5

88,5

89,3

89,5

газом

24,1

24,2

24,2

23,0

22,8

23,3

23,2

23,4

горячим водоснабжением

83,3

83,5

83,3

81,4

82,8

84,2

84,5

84,7

напольными электрическими плитами

70,6

70,5

70,1

72,1

72,1

72,6

71,8

72,3

Фактический уровень собираемости платежей населения за предоставленными жилищно-коммунальные услуги, в процентах от начисленных платежей

97,2

96,5

98,1

97,3

95,3

92,1

94,8

96,2

Доля убыточних организаций жилищно-коммунального хозяйства, в процентах

23,3

30,0

30,2

30,6

24,0

33,3

17,8

 

    18,0

Количество концессионных соглашений, ед.

2*

3

3

4

5

10

23

 

24

* количество концессионных соглашений, заключенных на 01.01.2011

 

В 2017 году наблюдается рост фактического уровня собираемости платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с 94,8% по итогам 2016 года до 96,2% по итогам 2017 года. Повышение уровня собираемости платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2017 году сложилось за счет активизации претензионной и исковой работы по взысканию задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.

Проведены технические обследования коммунальной системы с целью определения состава, описания, характеристик технико-экономических показателей объектов концессионных соглашений с учётом необходимости выполнения мероприятий по модернизации и реконструкции коммунального комплекса населённого пункта, осуществляется подготовка конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения.

Всего в Югре заключено 24 концессионных соглашения в отношении объектов, систем коммунального комплекса, в том числе 10 концессионных соглашений в городах автономного округа (Лангепас, Радужный, Нягань, Урай, Покачи, Когалым), 14 концессионных соглашений в муниципальных районах автономного округа (Советский район, Октябрьский район, Нефтеюганский район, Кондинский район). 

 Общий объем инвестиций по заключенным концессионным соглашениям составляет более 6 млрд. рублей, из них объем частных инвестиций составляет 4,8 млрд. рублей. Общий объем инвестиций по планируемым к заключению концессионным соглашениям составляет более 9 млрд. рублей.

С целью повышения инвестиционной привлекательности с 2016 года Программой предусмотрена государственная поддержка концессионеров за счет предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку мероприятий муниципальных программ, предусматривающих финансирование инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализуемых на основе концессионных соглашений.

 В 2018 году работа в данном направлении будет продолжена. Планируется заключение 16 концессионных соглашений по объектам, системам городских округов – Урай, Югорск, Нягань, Мегион, Пыть-Ях и Березовского, Нефтеюганского, Октябрьского, Сургутского, Ханты-Мансийского муниципальных районов.

В 2017 году снизилось количество договоров долгосрочной аренды до 223.

Тем не менее, как и в других регионах Российской Федерации, объекты коммунальной сферы автономного округа в настоящее время мало привлекают инвесторов.

Вместе с тем Департамент участвует в проведении системных мероприятий, направленных на развитие конкурентной среды.

В отчетном периоде проведено 7 рабочих совещаний с участием муниципальных образований автономного округа и компаний, проявляющих интерес к рынку коммунальных услуг Югры, а именно АО «Сберэнергосервис – Югра», ООО «Корпорация СТС», АО «Уральская водная компания», ОАО «ЮТЭК – РС» и 1 заседание Штаба по вопросам реализации тарифной политики и повышения качества услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 одной из приоритетных названа задача – улучшение качества жилищных и коммунальных услуг. Инструментом решения этой задачи стали мероприятия государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 - 2020 годы», в которую вошли подпрограммы: «Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами», «Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов», «Поддержка частных инвестиций в жилищно-коммунальном комплексе», «Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов», «Обеспечение потребителей надежным и качественным электроснабжением», «Повышение энергоэффективности в отраслях экономики», «Содействие внедрению композиционных материалов в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

В целях обеспечения создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, способствующих решению задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в Югре предусмотрены механизмы компенсации организациям коммунального комплекса части затрат:

при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов коммунальной сферы;

процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам на приобретение топливно-энергетических ресурсов.

Комфортность жилищ и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей обеспечивает уровень благоустройства жилищного фонда. В среднем по Российской Федерации доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 62,9 %, по Югре – 81,4 %.

Уровень газификации городов Югры – 100,0 %, что превышает среднероссийский показатель на 29,6 %, при этом уровень газификации сельских населенных пунктов итогам 2017 года составляет 44,2 %, что соответствует среднероссийским показателям.

Для обеспечения населения питьевой водой в автономном округе действуют 117 водоочистных сооружений суммарной производительностью 633,25 тыс. куб. м в сутки. Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2017 году составила – 65,5 %. Доступ к чистой воде является основополагающим фактором благосостояния человека.

В 2017 году во все муниципальные образования на капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду дополнительно к средствам местных бюджетов направлены из окружного бюджета 723,46 млн. рублей.

В 2016 году заменено 94,4 км ветхих тепловых сетей и 66,3 км ветхих водопроводных сетей, что составляет 2,2 % от общей протяженности тепловых и 1,62 % от общей протяженности водопроводных сетей. В результате чего, в 2017 году (по сравнению с 2016 годом) не допущено увеличение числа инцидентов на сетях теплоснабжения и водоснабжения.

 

Благоустройство дворовых и общественных пространств

 

В 2017 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры начата реализация проекта по благоустройству населенных пунктов «Формирование комфортной городской среды. Марафон благоустройства».

В рамках реализации проекта в Югре ведется работа по внедрению понятных и прозрачных механизмов вовлечения жителей в работу по благоустройству, а также организации диалога всех заинтересованных лиц по выбору и реализации первоочередных мероприятий благоустройства общественно-значимых мест и дворовых территорий многоквартирных домов.

В связи с этим, всеми муниципальными образованиями автономного округа в 2017 году утверждены следующие нормативно-правовые акты:

муниципальная программа (подпрограмма) формирования комфортной городской среды на 2017 год;

порядок разработки, обсуждения и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий и мест общего пользования с условиями доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;

порядок аккумулирования и контроля расходования средств заинтересованных лиц, направляемых на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, а также порядок и форма участия (финансовое и (или) трудовое) граждан в выполнении указанных работ;

порядок включения предложений заинтересованных лиц о включении наиболее посещаемой муниципальной территории в муниципальную программу формирования комфортной городской среды;

порядок включения предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования комфортной городской среды;

порядок общественного обсуждения проекта муниципальной программы формирования комфортной городской среды.

В каждом муниципальном образовании созданы общественные комиссии из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц для организации обсуждения, проведения оценки предложений заинтересованных лиц, а также для осуществления контроля за реализацией программы формирования комфортной городской среды.

В целях максимального охвата направлений деятельности по благоустройству территорий и привлечения к обсуждению широкой общественности за период с начала 2017 года в региональных средствах массовой информации было размещено 2509 сообщений по теме благоустройства территорий и участия в мероприятиях по благоустройству населения городов и районов автономного округа, в том числе в печатных изданиях – 483 материала, информационных агентствах – 322, сети Интернет – 1601, на телевидении – 103.

Необходимо отметить, что реализация приоритетного проекта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре осуществляется в рамках утвержденного портфеля проектов. В комитет по управлению портфелем проектов включены руководители ответственных органов власти и главы всех муниципальных образований. При этом, контроль реализации мероприятий на региональном уровне помимо проектного комитета осуществляется Межведомственной комиссией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

В 2017 году по приоритетному проекту запланировано благоустроить 42 дворовые территории и 51 общественную территорию на общую сумму 605,4 млн. рублей.

По состоянию на 01.11.2017 на 27-ми дворовых и на 22-х общественных территориях работы уже завершены. В связи с этим проведены публичные мероприятия по случаю сдачи-приемки объектов благоустройства, где приняло участие свыше 6,5 тысяч человек.

В настоящее время в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 на региональном и муниципальном уровне завершается разработка программ формирования комфортной городской среды на 2018-2022 годы. Проведенный анализ представленных муниципальными образованиями данных показал, что для выполнения пятилетнего плана ежегодно потребуется благоустраивать более 200 дворовых территорий и 90 общественных мест, что в несколько раз превышает показатели текущего года.

При этом, с целью максимально широкого привлечения граждан к определению направлений деятельности по благоустройству территорий муниципальных образований и их непосредственное участие в такой деятельности в сети Интернет на региональных порталах и сайтах муниципальных образований созданы специализированные разделы по комфортной среде, а также организована обратная связь с гражданами.

 

ПЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 24.02.2015 (ПР-417ГС) года исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить безусловное выполнение региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом сохранения объемов соответствующей финансовой поддержки, предоставляемой субъектам  Российской Федерации из средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом необходимости софинансирования указанных программ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Срок исполнения поручения – 30 апреля 2016 года. Администрацией Президента Российской Федерации исполнение поручения продлено до 15 сентября 2016 года, далее – раз в полгода.

В целях переселения жителей многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) реализуется Адресная программа автономного округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 30 мая 2013 года № 211-п (далее – Адресная программа).

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 10 февраля 2017 года № 46-п в Программу внесены изменения, уточняющие целевые показатели, в соответствии с которыми было запланировано переселить 4 581 человека, проживающих в 181 аварийном многоквартирном доме, площадь жилых помещений - 62 613,45 кв. м.

Предусмотренные Программой обязательства, выполнены в следующих объемах: переселено 4 573 человека из жилых помещений общей площадью 62 475,85 кв. м. По оставшимся гражданам (8 человек), проживающим в 5 квартирах площадью 137,6 кв. м, имеются непредвиденные обстоятельства (суды, розыск, вступление в наследство).

В соответствии с частью 14 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указанные обстоятельства являются исключительными и принимаются Государственной корпорацией – Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) во внимание при оценке исполнения целевых показателей, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1743-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» на период 2014-2017 годы для субъектов Российской Федерации.

В целях контроля качества предоставленных гражданам жилых помещений по Адресной программе на территориях муниципальных образований действуют приемочные комиссии, в состав которых включены представители:

органов, осуществляющих деятельность в сфере архитектуры и градостроительства муниципальных образований;

коммунальных служб;

общественных организаций.

Кроме того, приобретаемые жилые помещения до их приемки муниципальным образованием осматривались переселяемыми гражданами, что является одной из наиболее действенных мер по контролю качества приобретаемого жилья.

 

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В целях реализации системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа, постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 568-п утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа (далее – Программа).

В Программу включено (в редакции от 30 сентября 2017 года) 6 515 многоквартирных домов общей площадью 30,12 млн. кв. м, в которых проживают порядка 420 тысяч семей.

Постановлением Правительства автономного округа от 2 сентября 2016 года № 334-п утвержден Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы (далее – Краткосрочный план). В период действия Краткосрочного плана (в редакции от 30 сентября 2017 года 373-п) планируется отремонтировать 1602 дома, общей площадью 7,11 млн. кв. м, в которых проживают порядка 301 тысячи жителей.

Общая стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в соответствии с Краткосрочным планом составляет 13,32 млрд. рублей:

бюджет автономного округа – 279,31 млн. рублей;

бюджеты муниципальных образований – 346,86 млн. рублей;

средства собственников – 12 613,25 млн. рублей.

В 2017 году планируется отремонтировать 534 многоквартирных дома, а сумму 3,72 млрд. рублей.

бюджет автономного округа – 79,31 млн. рублей;

бюджеты муниципальных образований – 80,15 млн. рублей;

средства собственников – 3 565,65 млн. рублей.

При этом увеличена государственная поддержка. Если с 2014 по 2016 годы из бюджета округа было выделено 145,12 млн. рублей, то с 2017 по 2019 годы будет выделено 279 млн. рублей. Значительно будут увеличены суммы, направляемые на капитальный ремонт от муниципальных образований. Если с 2014 по 2016 годы из муниципальных бюджетов было выделено всего около 55,74 млн. рублей, то с 2017 по 2019 годы будет выделено 346 млн рублей.

По состоянию на 1 ноября 2017 года в полном объеме завершен капитальный ремонт 239 МКД. Выполнены работы по капремонту 1030 конструктивных элементов из 1618. Процент исполнения программы 64%. Стоимость выполненных работ составила 1 811,41 млн. рублей. Сумма по заключенным договорам подряда составляет 3 189,84 млн. рублей.

При очередной актуализации в декабре 2017 года из плана 2017 года будут исключены 24 многоквартирных дома, в том числе:

- 17 многоквартирных домов, на капитальный ремонт которых не состоялся конкурс по отбору подрядных организаций (г. Ханты-Мансийск, пгт. Белый Яр);

- 3 многоквартирных дома перенесены на более поздний срок по решению собственников (г. Ханты-Мансийск);

- 3 многоквартирных дома перенесены на 2018 год по причине расторжения договоров (гг. Нижневартовск, Нефтеюганск);

- 1 многоквартирный дом, собственники которого выбрали в качестве способа формирования фонда капремонта – специальный счет, и не выполнили работы, предусмотренные программой (пгт. Излучинск);

Кроме того, в 18 домах на 2018 год будут перенесены строительно-монтажные работы (при этом проектно-сметная документация разработана и оплачена в 2017 году). Среди причин можно выделить – невозможность выполнения работ в связи с недопуском подрядных организаций в помещения собственников, расторжение договоров по причине невыполнения подрядными организациями своих обязательств, а также несостоявшийся конкурс по отбору подрядной организации для замены лифтового оборудования в г. Радужном.

В 2018 году планируется отремонтировать 577 многоквартирных домов. Стоимость ремонта составит около 5 262,02 млн. рублей, в том числе средства: окружного бюджета – 100 млн. рублей, муниципальных бюджетов – 119,35 млн. рублей.

В целях выявления потенциальных подрядчиков на работы по капитальному ремонту в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» уполномоченным органом (Депжкк и энергетики Югры) осуществляется отбор подрядчиков в два этапа.

На первом этапе Депжкк и энергетики Югры проводит предварительный отбор подрядных организаций и формирует реестр квалифицированных подрядных организаций. На втором этапе Югорский фонд капитального ремонта для проведения работ выбирает подрядчиков исключительно из данного реестра. При этом, в случае существенных нарушений подрядчиками условий договоров по проведению капитального ремонта они будут включены федеральным антимонопольным

Объем взносов на капитальный ремонт, перечисленных собственниками помещений в МКД на «котловой» счет югорского оператора с начала реализации Программы (с сентября 2014 года по 1 октября 2017 года), составил 8 105,06 млн. рублей. В 2017 году было собрано 2 398,30 млн. рублей. За время действия программы собираемость взносов на капитальный ремонт значительно выросла. Так, по состоянию на сентябрь 2014 года этот показатель равнялся 43%, на 1 октября 2017 года он составил уже 96,07%.

Размер просроченной задолженности собственников за все время действия Программы составляет 1,71 млрд. рублей.

С целью повышения собираемости взносов проводится судебно-претензионная работа в отношении собственников помещений, имеющих задолженность. В 2017 году по состоянию на 1 ноября 2017 года направлено 62 160 претензий на сумму порядка 1 111 млн. рублей, подано 8 618 исковых заявлений на сумму 202 млн. рублей, принято 5 789 решений суда. Все принятые решения – в пользу Югорского фонда капитального ремонта.

В целях повышения собираемости взносов и формирования ответственного собственника в автономном округе особое внимание уделяется информационно-разъяснительной работе по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. За период с 1 января по 1 ноября 2017 года в средствах массовой информации по данной теме размещено 1983 материала, в том числе 94 – в печатных изданиях, 1574 – в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, 211 – в телевизионных эфирах, 104 – в радио эфирах. Напечатан раздаточный материал: 70 000 листовок о работе системы капитального ремонта МКД. Выпущено 3 видеоролика о работе системы капитального ремонта МКД – более 300 прокатов на телеканалах автономного округа.

Официальный сайт Югорского фонда капитального ремонта используется с момента его создания (февраль 2014 года) в качестве отдельного источника информации. Ежедневная посещаемость сайта составляет порядка 800 посетителей.

Для информирования населения о правах и обязанностях собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах по организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в 2017 году работает горячая линия Югорского фонда капитального ремонта 8-800-100-21-86. Звонок для гражданина бесплатный. За 2017 год (с 1 января по 1 ноября) по телефону горячей линии обратилось 30 173 гражданина. Через официальный сайт фонда (форма «Задать вопрос») за тот же период времени обратились 8 309 граждан.

 

 




[1] Схема и программа развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2022 года (одобрена распоряжением Правительства автономного округа от 28.04.2017 № 234-рп).


[2] данные мониторинга по итогам  9 месяцев 2017 года



Опубликовано: 09.11.2017 11:39        Обновлено: 09.11.2017 11:39