Размер:
Цвет:

Отчет о результатах деятельности Департамента за 2016 год

 

Отчет о достигнутых результатах деятельности

Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за 2016 год

 

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент) в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 декабря 2012 года N 164 осуществляет функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере жилищно-коммунального комплекса, электроэнергетики.

 

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года, основной целью развития электроэнергетики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения.

Приоритеты развития электроэнергетики определяются расширением и перевооружением крупных существующих электростанций, строительством новых базовых электростанций в дефицитных энергорайонах и переводом на централизованное электроснабжение большей части населенных пунктов автономного округа. Для территорий автономного округа, где по экономическим соображениям нерационально строительство крупных электростанций и линий электропередачи, приоритетным является внедрение инновационных технологий производства электроэнергии на основе ветрогенерации и биотоплива, а также с использованием сжиженного природного и попутного нефтяного газа.

Поэтапная реализация приоритетных направлений развития электроэнергетики позволит стабилизировать обеспечение электропотребителей округа и сократить себестоимость электроэнергии, снизить тарифы для предприятий и населения, будет способствовать развитию производственной инфраструктуры.

Основные мероприятия развития компонентов отрасли на перспективный пятилетний период определены в Схеме и программе развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2021 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.07.2016 № 398-рп.

 К ключевым достижениям в сфере электроэнергетики в 2016 году можно отнести следующее.

1. По инвестиционной программе АО «ЮРЭСК» за счет внебюджетных средств выполнено проектирование и строительство электросетевых объектов с общим объемом инвестиций 137,6 млн. рублей, по итогам которого переведены на централизованное электроснабжение 3 населенных пункта автономного округа: н.п. Теги, Устрем (Березовский район), н.п. Нялинское (Ханты-Мансийский район).

Таким образом, в 2016 году завершено выполнение мероприятия государственной программы, предусматривающее в период 2013-2016 годов перевод на централизованное электроснабжение 16 населенных пунктов с общим населением 21,5 тыс. человек.

С присоединением к зоне централизованного электроснабжения в 2016 году указанных населенных пунктов, общее количество населенных пунктов Югры, подключенных к централизованному электроснабжению достигло 161 н.п. и составило 100 % целевого значения показателя государственной программы.

В Югре остается 41 населенный пункт с общим населением 15,8 тыс. человек, не обеспеченный централизованным электроснабжением. В таких населенных пунктах электроснабжение осуществляется от дизельных электростанций. Перевод на централизованное электроснабжение указанных населенных пунктов не планируется в связи с экономической нецелесообразностью, а именно: небольшой численностью проживающего населения и, как следствие, низким объемом потребления электрической энергии, или вследствие значительной удаленности источников питания. Срок окупаемости капитальных вложений, необходимых для перевода на централизованное электроснабжение, составит более 50 лет, что превышает полезный срок использования объектов.

2. Для обеспечения надежного, качественного электроснабжения и подключения перспективных потребителей, в рамках реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, за счет привлеченных средств, выполнено новое строительство электросетевых объектов в объеме 568,08 км линий электропередачи и 199,28 МВА трансформаторной мощности с общим объемом инвестиций в сумме порядка 1,61 млрд. рублей.

В рамках реализации Государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» решаются следующие основные задачи:

- увеличение количества населенных пунктов автономного округа, обеспеченных централизованным электроснабжением, до 161 н.п. (с целью сокращения ресурсной зависимости от завоза горюче-смазочных материалов для локальных дизельных электростанций, создания предпосылок для развития новых производств и местной промышленности);

- строительство электросетевых и генерирующих объектов в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (с целью повышения надежности, бесперебойности и качества электроснабжения существующих потребителей, а также повышения доступности электроэнергетической инфраструктуры, сокращения сроков подключения к электросетям новых потребителей);

- возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии населению и приравненным к категории потребителям, предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы (с целью обеспечения сохранения социальной стабильности, содействия конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, сельхозпроизводителей и жилищно-коммунальных предприятий, защиты населения от высоких цен (тарифов) на товары (услуги)).

В отчётном периоде реализация мероприятий в сфере электроэнергетики по государственной программе проходила следующим образом:

1. По мероприятию «Строительство электросетевых объектов» в 2016 году запланирован перевод на централизованное электроснабжение 3 населенных пунктов автономного округа. Для перевода на централизованное электроснабжение населенных пунктов в 2016 году по инвестиционной программе АО «ЮРЭСК» за счет привлеченных средств запланировано проектирование и строительство электросетевых объектов с общим объемом инвестиций 112 670,0 тыс. рублей. Предварительное исполнение (на 01.12.2016) по данному мероприятию составляет 137 578,3 тыс. рублей или 122 % к годовому плану, фактическое исполнение будет представлено после завершения формирования годовой финансовой отчетности АО «ЮРЭСК» в апреле 2017 года.

В 2016 году к зоне централизованного электроснабжения были присоединены 3 населенных пункта: н.п. Теги, Устрем (Березовский район), н.п. Нялинское (Ханты-Мансийский район). Количество населенных пунктов, подключенных к централизованному электроснабжению по итогам 2016 года достигло 161 н.п., что соответствует плановому значению указанного целевого показателя.

2. По мероприятию «Строительство электросетевых объектов в рамках инвестиционных программ субъектов электроэнергетики» в 2016 году в рамках реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики за счет привлеченных средств запланировано новое строительство электросетевых объектов в объеме 568,08 км линий электропередачи и 199,28 МВА трансформаторной мощности с общим объемом инвестиций 1 612 254,0 тыс. рублей.

В соответствии с прогнозными данными субъектов электроэнергетики, исполнение годового плана ожидается в объеме 100 %. Фактическое исполнение будет представлено после завершения формирования годовой финансовой отчетности предприятий электроэнергетики в апреле 2017 года.

3. В 2016 году на возмещение недополученных доходов гарантирующим поставщикам в децентрализованной зоне электроснабжения согласно уточненного плана финансирования из бюджета автономного округа 7 муниципальным районам предусмотрено 758 327,5 тыс. рублей.

В бюджеты муниципальных районов (по состоянию на 15.12.2016) перечислено 100 % предусмотренных бюджетных ассигнований, в том числе:

- субвенции муниципальным образованиям на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии населению и приравненным категориям потребителей, в сумме 629 157,5 тыс. рублей;

- субсидии муниципальным образованиям на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы, в сумме 129 170,0 тыс. рублей.

В 2016 году на софинансирование расходов по возмещению недополученных доходов гарантирующим поставщикам в децентрализованной зоне электроснабжения согласно условиям Государственной программы предусмотрено направление средств бюджетов 6 муниципальных районов в общей сумме 86 113,3 тыс. рублей, что соответствует установленной доле со финансирования в 40% годового объема возмещения по мероприятию «Субсидии муниципальным образованиям на возмещение недополученных доходов организациям, осуществляющим реализацию электрической энергии предприятиям жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям бюджетной сферы».

По состоянию на 01.12.2016 из бюджетов муниципальных районов на софинансирование по данному мероприятию перечислено 63 994,4 тыс. рублей или 74,3 % от запланированного финансирования, по итогам 2016 года ожидается 100 % исполнение.

Для повышения инвестиционной привлекательности региона, обеспечения комфортных условий для предпринимательской деятельности планируется продолжение реализации приоритетного проекта автономного округа «Создание системы мер по оптимизации процесса подключения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт)», целью которого является повышение доступности энергетической инфраструктуры и сокращения сроков подключения к электросетям. Необходимо обеспечить достижение целевого значения показателя по сокращению среднего срока подключения к электросетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт до 40 дней по итогам 2018 года.

Динамика основных показателей отрасли.

1. Выработка и потребление электроэнергии на территории автономного округа:

Показатель

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год[1]

Выработка электрической энергии

млн. кВт∙ч

81 097,5

86 610,9

89 142,2

88 230,1

84 646,0

Динамика изменения

% к соответствующему периоду предыдущего года

- 0,9

+ 6,8

+ 2,9

- 1,0

- 4,1

Потребление электрической энергии

млн. кВт∙ч

65 761,4

68 993,2

70 634,8

70 440,4

70 743,0

Динамика изменения

% к соответствующему периоду предыдущего года

+ 0,9

+ 4,9

+ 2,3

- 0,3

+ 0,4

Согласно прогнозному балансу электроэнергии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, представленному в Схеме и программе развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2021 года, выработка электроэнергии в 2016 году ожидается на уровне 84,6 млрд. кВт∙ч, что составит 95,9 % от выработки за 2015 год. Потребление электроэнергии в 2016 составит порядка 70,7 млрд. кВт∙ч. или 100,4 % от потребления за 2015 год. Таким образом ожидается сокращение суммарного сальдо-перетока (избытка) энергосистемы Югры с 17,8 млрд. кВт∙ч в 2015 году до 13,9 млрд. кВт∙ч в 2016 году.

2. Перевод на централизованное электроснабжение населенных пунктов автономного округа:

Показатель

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Количество населенных пунктов, находящихся в зоне централизованного электроснабжения

ед.

145

150

155

158

161

С присоединением к зоне централизованного электроснабжения в 2016 году вышеуказанных 3 населенных пунктов, общее количество населенных пунктов Югры, подключенных к централизованному электроснабжению достигло 161 н.п. и составило 100 % целевого значения показателя государственной программы.

3. Повышение доступности энергетической инфраструктуры:

Показатель

Ед. изм.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год[2]

Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения

ед.

н/д

8

5

5

5

Предельный срок подключения энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт)…

дней

н/д

83

92

35

31

 

Количество этапов, необходимых для получения доступа к энергосети на территории автономного округа составляет 5, что соответствует плановому значению данного показателя.

Средний срок подключения энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт) к энергетическим сетям в 2016 году (по состоянию на 01.10.2016) составил 31 день, что на 12 дней короче, чем плановое значение данного показателя для Югры (43 дня) и на 4 дня короче, чем в 2015 году.

Для обеспечения надежного, качественного электроснабжения и подключения перспективных потребителей, в рамках реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, за счет привлеченных средств, на период 2017-2021 годы запланировано новое строительство и реконструкция электросетевых объектов в объеме 732,72 км линий электропередачи и 839,35 МВА трансформаторной мощности с общим объемом инвестиций в сумме порядка 8,31 млрд. рублей.   

 

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

 

В 2016 году в Югре была продолжена реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Инструментом реализации энергосберегающих мероприятий является государственная программа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округа - Югре на 2016 - 2020 годы".

По итогам 2016 года общая оснащенность жилого фонда, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ, на территории автономного округа общедомовыми приборами учета энергоресурсов – 97,6%, индивидуальными – 94,4%. Оснащенность общедомовыми приборами учета по отношению к 1 января 2016 года увеличилась на 1,2%, индивидуальными - на 0,2%. В 2016 году собственниками жилья было установлено свыше 52 тысяч приборов учета (Таблица 21). В целях оказания материальной помощи гражданам с низким уровнем дохода в Югре предусмотрена субсидия на приобретение и установку приборов учета энергоресурсов, которая компенсирует 70,0% их стоимости.

Бюджетные объекты окружного и муниципального уровня оснащены приборами учета на 100,0%, также все государственные и муниципальные учреждения бюджетной сферы автономного округа прошли обязательные энергетические обследования.

 

Динамика основных показателей в области энергосбережения

и повышения энергетической эффективности

(в процентах)

 

2012

2013

2014

2015

2016

Доля учреждений бюджетной сферы, оснащенных приборами учета энергоресурсов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Доля обязательных энергетических обследований учреждений бюджетной сферы

100,0

100,0

100,0

100

100,0

Доля многоквартирных жилых зданий, оснащенных коллективными приборами учета энергоресурсов, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ

59,8

92,4

95,3

96,4

97,6

Доля квартир, оснащенных индивидуальными приборами учета энергоресурсов, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ

85,4

94,0

94,1

94,2

94,4

Удельный расход тепловой энергии в государственных и муниципальных учреждениях Гкал/кв. м в год

0,33

0,32

0,31

0,3

0,29

Средний удельный расход тепловой энергии на цели отопления в жилых домах, в том числе в многоквартирных домах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, Гкал/кв. м в год

0,34

0,33

0,32

0,31

0,3

 

В целях привлечения внебюджетных источников финансирования в бюджетную и жилищную сферу автономного округа на реализацию энергосберегающих мероприятий через энергосервестные контракты заключено соглашение о сотрудничестве в развитии энергоаудиторской и энергосервисной деятельности в Ханты–Мансийском автономном округе – Югре с Публичным акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».

В 2016 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре заключено 13 энергосервисных контрактов: в Кондинском районе – 8 (с компанией ООО «Межрегиональный центр энергосервиса»), в Пыть-Яхе – 4 (с компанией ПАО «Ростелеком») и г. Урай – 1 (с компанией ООО «ТеплоСервис») на общую сумму 33,2 млн. руб. Ожидаемая экономия тепловой энергии составит 2 тыс. Гкал в год или 5,9 млн. руб. в год.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

 

       Для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, снижения себестоимости, привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальный сектор автономного округа в Югре принята и реализуется государственная программа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы» (далее – Программа).

Подрядными организациями продолжены работы на объектах г. Нягани (канализационная насосная станция, канализационные очистные сооружения), Сургутского района (реконструкция и расширение водоочистных сооружений в п. Нижнесортымский). Завершены строительно-монтажные работы на объектах г.Мегиона (реконструкция 4 канализационных насосных станций в пгт. Высокий), Югорска (канализационные очистные сооружения), Кондинского района (водоочистные сооружения в пгт. Луговой), Советского района (газоснабжение пгт. Зеленоборск), Белоярского района (реконструкция сети перегретой воды в г.Белоярский). Разработана проектно-сметная документация по объектам Ханты-Мансийского района (водоочистные сооружения и газораспределительная станция в д.Ярки), г. Югорска-2 (канализационные очистные сооружения - 500). Начата работа по проектированию водоочистных сооружений в г.Белоярский.

Инвесторам, привлекающим земные средства для реконструкции, модернизации, строительства и капитального ремонта объектов коммунального комплекса Югры, предусмотрена государственная поддержка, в виде частичного возмещения процентных ставок по привлеченным кредитным ресурсам.

Возросла доля жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства с 81,4% до 82,8%.

Основные показатели, характеризующие развитие жилищно-коммунального комплекса Югры за 2010 - 2017 годы.

Динамика показателей развития жилищно-коммунального комплекса

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Жилищный фонд, млн. м 2

29,1

29,7

30,4

31,1

32,1

33,1

34,0

Уровень благоустройства жилищного фонда, в процентах

всеми видами благоустройства

79,6

79,9

80,0

80,2

81,4

82,8

83,9

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

водопроводом

91,9

91,9

92,1

92,8

93,2

93,6

93,9

канализацией

90,9

91,0

91,1

91,4

91,8

92,3

92,6

отоплением

93,3

93,3

93,3

93,9

93,9

94,5

94,8

ваннами (душем)

87,1

87,2

87,1

87,4

88,5

88,5

88,6

газом

24,1

24,2

24,2

23,0

22,8

23,3

23,6

горячим водоснабжением

83,3

83,5

83,3

81,4

82,8

84,2

84,8

напольными электрическими плитами

70,6

70,5

70,1

72,1

72,1

72,6

73,1

Фактический уровень собираемости платежей населения за предоставленными жилищно-коммунальные услуги, в процентах от начисленных платежей

97,2

96,5

98,1

97,3

95,3

92,1

96,1

Доля убыточних организаций жилищно-коммунального хозяйства, в процентах

23,3

30,0

30,2

30,6

30,6

30,6

30,6

Количество концессионных соглашений, ед.

2*

3

3

4

5

10

21

* количество концессионных соглашений, заключенных на 01.01.2011

В 2016 году наблюдается рост фактического уровня собираемости платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги с 92,1% по итогам 2015 года до 96,1% по итогам 2016 года. Снижение уровня собираемости платежей населения за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в 2015 году сложилось за счет включения в перечень жилищно-коммунальных услуг оплаты взносов на капитальный ремонт и неготовности населения Югры к дополнительным расходам, в том числе неприятие накопительного характера понесенных расходов при оплате взносов на капитальный ремонт.

По оценочным данным в 2016 году доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства останется на уровне 2015 года и составит – 30,6%.

Недопущение роста убыточных организаций обусловлено в том числе за счет изменения подходов к управлению предприятиями коммунального хозяйства и перехода на более эффективные (концессионные соглашения/долгосрочная аренда).

В соответствии с приказом Минстроя России и Минэкономразвития России от 07.07.2014 года № 373/пр/428 «Об утверждении методических рекомендаций по установлению рекомендуемых показателей эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и рекомендуемых критериев оценки эффективности управления государственными и муниципальными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в муниципальных образованиях Югры проведена работа по оценке эффективности управления муниципальными предприятиями отрасли ЖКХ и утвержден график передачи объектов жилищно-коммунального комплекса в концессию (далее – График) 12 муниципальных предприятий 7 муниципальных образований (г.Лангепас, г.Мегион, г.Пыть-Ях, г.Радужный, Нижневартовский район, Сургутский район, Ханты-Мансийский район).

 Дополнительно к муниципальным образованиям, имущество которых включено в График, в 2016 году в постоянном режиме проводилась работа с потенциальными концессионерами по передаче муниципального имущества не включенных в График муниципальных образований.

Проведены технические обследования коммунальной системы с целью определения состава, описания, характеристик технико-экономических показателей объектов концессионных соглашений с учётом необходимости выполнения мероприятий по модернизации и реконструкции коммунального комплекса населённого пункта, осуществляется подготовка конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения.

Всего в Югре по состоянию на 01.01.2016 реализовывалось 10 концессионных соглашений: 3 в г. Когалыме и 1 в пгт. Междуреченский Кондинского района, 3 соглашения в Советском районе, 2 соглашения в Нефтеюганском районе, 1 в г. Лангепасе, а также 247 договоров долгосрочной аренды:

В 2016 году снизилось количество договоров долгосрочной аренды до 218, чему, безусловно, способствовало и заключение концессионных соглашений, которых было подписано 11:

- 4 апреля 2016 года по объектам, системам водоснабжения, водоотведения г. Лангепаса с обществом с ограниченной ответственностью «Промышленные информационные технологии». В период реализации соглашения в 2016-2046 годах планируется проведение реконструкции, модернизации существующих сетей водоснабжения, станции обезжелезивания водоочистных сооружений, а также реконструкция водоочистных сооружений. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионным соглашением (конкурсной документацией) – 1 448,2 млн. рублей.

- 24 октября 2016 года по объектам, системе водоснабжения г. Радужный, в декабре 2016 года по объектам, системе водоотведения г. Радужный с публичным акционерным обществом «Городские электрические сети». В период реализации соглашений в 2016-2026 годах планируется проведение реконструкции сетей водоснабжения 29,5 м, водоочистные сооружения - 8000, канализационные очистные сооружения-15000, канализационные очистные сооружения - 2, строительство канализационных очистных сооружений - 750, техническое перевооружение канализационной насосной станции - 4, канализационной насосной станции - 7, канализационной насосной станции - 8, городской канализационной насосной станции. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионными соглашениями (конкурсной документацией) – 422,9 млн. рублей.

- 19 августа 2016 года, 31 августа 2016 года по объектам, системам коммунальной инфраструктуры (централизованные объекты системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) сп.Сергино (Октябрьский район) с обществом с ограниченной ответственностью «Эксплуатационная генерирующая компания». В период реализации соглашения в 2016-2021 годах планируется проведение реконструкции котельного оборудования, водозаборного и водоочистного сооружений. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионными соглашениями (конкурсной документацией) – 3,0 млн. рублей.

- 28 октября 2016 года по объектам, системам коммунальной инфраструктуры (централизованные объекты системы теплоснабжения) гп. Октябрьское (Октябрьский район) с обществом с ограниченной ответственностью «Гарант». В период реализации соглашения в 2016-2024 годах планируется проведение централизованной системы теплоснабжения. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионными соглашениями (конкурсной документацией) – 4,2 млн. рублей.

- 13 сентября 2016 года по объектам, системам коммунальной инфраструктуры (централизованные системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) п.Комужиханка, с.Большой Камень (Октябрьский район) с обществом с ограниченной ответственностью «Октябрьское ЖКХ». В период реализации соглашения в 2016-2026 годах планируется проведение реконструкции двух котельных, замена насосного оборудования, теплосетей, демонтаж двух котельных. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионным соглашением (конкурсной документацией) – 37,5 млн. рублей.

- 18 августа 2016 года по объектам, системам централизованного теплоснабжения с.п.Перегребное, с.Нижние Нарыкары, д.Чемаши (Октябрьский район) с обществом с ограниченной ответственностью «ПриобьСтройГарант». В период реализации соглашения в 2016-2026 годах планируется проведение капитального ремонта и реконструкции технологического оборудования котельных. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионным соглашением (конкурсной документацией) – 0,5 млн. рублей.

- 4 августа 2016 года по объектам, системам коммунальной инфраструктуры (централизованные системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) сп. Салым (Нефтеюганский район) с обществом с ограниченной ответственностью «Тепловик-2». В период реализации соглашения в 2016-2026 годах планируется проведение реконструкции централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионным соглашением (конкурсной документацией) – 8,2 млн. рублей.

- 23 августа 2016 года по объектам, системам коммунальной инфраструктуры (централизованные системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) сп. Куть-Ях (Нефтеюганский район) с обществом с ограниченной ответственностью «Тепловик-2». В период реализации соглашения в 2016-2026 годах планируется проведение модернизации здания двух блочных модульных котельных, артезианских скважин, насосов, котлов. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионным соглашением (конкурсной документацией) – 1,5 млн. рублей.

- 28 сентября 2016 года по объектам, системе централизованного теплоснабжения г. Нягань с открытым акционерным обществом «Югорская коммунальная энергетическая компания – Нягань». В период реализации соглашения в 2016-2036 годах планируется проведение реконструкции котельной (замена котлов и оборудования), участков 1-й инженерной сети общей протяженностью 322 м. Общий объем инвестиций, предусмотренный концессионным соглашением (конкурсной документацией) – 19,0 млн. рублей.

Общий плановый объем инвестиций – 1 942,0 млн. рублей.

Тем не менее, как и в других регионах Российской Федерации, объекты коммунальной сферы Югры в настоящее время мало привлекают инвесторов.

С целью повышения инвестиционной привлекательности с 2016 года Программой предусмотрена государственная поддержка концессионеров за счет предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку мероприятий муниципальных программ, предусматривающих финансирование инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализуемых на основе концессионных соглашений.

 В 2017 году работа в данном направлении будет продолжена. Планируется заключение 16 концессионных соглашений по объектам, системам городских округов – Урай, Югорск, Нягань, Мегион, Пыть-Ях и Березовского, Нефтеюганского, Октябрьского, Сургутского, Ханты-Мансийского муниципальных районов.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 одной из приоритетных названа задача – улучшение качества жилищных и коммунальных услуг. Инструментом решения этой задачи стали мероприятия государственной программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016 - 2020 годы», в которую вошли подпрограммы: «Создание условий для обеспечения качественными коммунальными услугами», «Содействие проведению капитального ремонта многоквартирных домов», «Поддержка частных инвестиций в жилищно-коммунальном комплексе», «Обеспечение равных прав потребителей на получение энергетических ресурсов», «Обеспечение потребителей надежным и качественным электроснабжением», «Повышение энергоэффективности в отраслях экономики», «Содействие внедрению композиционных материалов в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

В целях обеспечения создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, способствующих решению задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в Югре предусмотрены механизмы компенсации организациям коммунального комплекса части затрат:

при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции объектов коммунальной сферы;

процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам на приобретение топливно-энергетических ресурсов.

Комфортность жилищ и техническую доступность коммунальных услуг для потребителей обеспечивает уровень благоустройства жилищного фонда. В среднем по Российской Федерации доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 62,9 %, по Югре – 81,4 %.

Уровень газификации городов Югры – 100,0 %, что превышает среднероссийский показатель на 29,6 %, при этом уровень газификации сельских населенных пунктов итогам 2016 года составляет 44,2 %, что соответствует среднероссийским показателям.

С целью дальнейшего развития газификации сельских населенных пунктов Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.04.2014 № 231-рп «Об утверждении Генеральной схемы газоснабжения и газификации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» утверждена актуализированная Генеральная схема газоснабжения и газификации Югры, предусматривающая в перспективе газификацию 72 населённых пунктов автономного округа.

В рамках Программы газификации регионов Российской Федерации, реализуемой совместно с ПАО «Газпром» в 2016 году были завершены строительно-монтажные работы по объекту «Газоснабжение п. Зеленоборск Советского района», включающие в себя распределительные сети газоснабжения внутри поселка, котельную и три газораспределительных пункта. С целью ввода в эксплуатацию объекта, со стороны ПАО «Газпром» вносятся корректировки в проектную документацию объекта «Газопровод межпоселковый ГРС пгт. Зеленоборск Советского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», выполнение работ по строительству данного объекта планируется начать не ранее 2017 года. С вводом этого объекта газификации природным газом дополнительно будет обеспечено 2,2 тысячи югорчан.

Для обеспечения населения питьевой водой в автономном округе действуют 117 водоочистных сооружений суммарной производительностью 633,25 тыс. куб. м в сутки. Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2016 году составила – 79,4 %. Доступ к чистой воде является основополагающим фактором благосостояния человека.

В 2016 году во все муниципальные образования на  капитальный ремонт (с заменой) газопроводов, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для подготовки к осенне-зимнему периоду дополнительно к средствам местных бюджетов направлены из окружного бюджета 879,46 млн. рублей.

В 2015 году заменено 146,95 км ветхих тепловых сетей и 84,7км ветхих водопроводных сетей, что составляет 4,0% от общей протяженности тепловых и 2,0% от общей протяженности водопроводных сетей. В результате в 2016 году число аварий на сетях теплоснабжения и водоснабжения снизилось по сравнению с 2015 годом на 21,0 %.

ПЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 24.02.2015 (ПР-417ГС) года исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить безусловное выполнение региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом сохранения в 2015 году объемов соответствующей финансовой поддержки, предоставляемой субъектам  Российской Федерации из средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом необходимости софинансирования указанных программ за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Срок исполнения поручения – 30 апреля 2016 года. Администрацией Президента Российской Федерации исполнение поручения продлено до 15 сентября 2016 года, далее – раз в полгода.

В целях переселения жителей многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – автономный округ) реализуется Адресная программа автономного округа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 30 мая 2013 года № 211-п (далее – Адресная программа).

Адресная программа разделена на 4 этапа.

Так, этапы 2013-2014 и 2014-2015 гг. реализованы в полном объеме. Переселены 2 846 граждан из 929 жилых помещений общей площадью 36 886,97 кв.м.

В этапе 2015 – 2016 гг. планируется переселить 1595 человек из 572 жилых помещений общей площадью 22 530,78 кв.м. На сегодняшний день осталось переселить 90 человек (6,5% от запланированного объема) из 60 жилых помещений (12% от запланированного объема) общей площадью 5 641,6 кв.м (25% от запланированного объема).

По этапу 2016 – 2017 гг. планируется переселить 141 человек из 55 жилых помещений общей площадью 3 195,4 кв. м. На сегодняшний день по данному этапу переселены 102 человека из 38 жилых помещений общей площадью 2335,3 кв. м.

В целях контроля качества предоставленных гражданам жилых помещений по Адресной программе на териториях М.О действуют приемочные комиссии, в состав которых включены представители:

органов, осуществляющих деятельность в сфере архитектуры и градостроительства муниципальных образований;

коммунальных служб;

общественных организаций.

Кроме того, приобретаемые жилые помещения до их приемки муниципальным образованием осматриваются переселяемыми гражданами, что является одной из наиболее действенных мер по контролю качества приобретаемого жилья.

 

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ

В целях реализации новой системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа, постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 568-п утверждена программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа (далее – Программа капитального ремонта).

В Программу капитального ремонта включено 6 600 многоквартирных домов общей площадью 29,81 млн. кв. м, в которых проживают порядка 420 тысяч семей.

Постановлением Правительства автономного округа от 5 июня 2014 года № 202-п утвержден Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014 – 2016 годы (далее – Краткосрочный план). В период действия Краткосрочного плана планируется отремонтировать 958 домов, общей площадью 3,32 млн. кв. м, в которых проживают порядка 47 тысяч семей.

Общая стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в соответствии с Краткосрочным планом составляет 5,79 млрд. рублей.

Капитальный ремонт 303 многоквартирных домов, включенных в Краткосрочный план в 2014 году, завершен в полном объеме (дата завершения работ – 31 декабря 2015 года). Стоимость выполненных работ составила 996,5 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:

средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 35,21 млн. рублей;

бюджет автономного округа – 61,62 млн. рублей;

бюджеты муниципальных образований – 24,21 млн. рублей;

средства собственников – 875,49 млн. рублей.

В 2016 году запланирован ремонт 655 многоквартирных домов, включенных в Краткосрочный план на 2015 и 2016 годы, в том числе 364 дома - по программе 2015 года и 291 дом - по программе 2016 года. Планируемая стоимость работ составляет 4,79 млрд. рублей, в том числе по источникам финансирования:

средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 15,17 млн. рублей;

бюджет автономного округа – 173,98 млн. рублей;

бюджеты муниципальных образований – 66,29 млн. рублей;

средства собственников – 4 535,47 млн. рублей.

Объем и стоимость работ, подлежащих выполнению в соответствии с Краткосрочным планом, определены исходя из необходимости максимального инвестирования средств собственников, поступающих на «котловой» счет Югорского фонда капитального ремонта, с учетом соблюдения требований по обеспечению финансовой устойчивости регионального оператора.

По состоянию на 15 декабря 2016 года в полном объеме завершены работы по капитальному ремонту общего имущества в 404 многоквартирных домах, стоимость фактически выполненных работ составила 2,38 млрд рублей.

По состоянию на 01.12.2016 оплачено подрядным организациям за весь период с начала действия программы – 3153,41 млн рублей, в том числе за счет взносов собственников – 2963,26 млн рублей (в том числе в 2016 году – 2197,84 млн рублей)

В 148 многоквартирных домах в настоящее время работы ведутся.

В 103 многоквартирных домах работы будут перенесены на 2017 год или исключены из программы капремонта.

14 МКД перенесены на 2017 год по причине несостоявшегося конкурса (дома с небольшой стоимостью работ, расположенные в отдаленных МО на труднодоступных территориях).

Работы еще в 5 МКД перенесены на 2017 год в связи с решением ФАС об отмене конкурса, оспоренным в суде. Судебный процесс (с учетом рассмотрения дела в апелляционной инстанции) завершился 12 ноября 2016 года в пользу Югорского фонда. Выполнять работы в зимний период времени нецелесообразно.

По 46 МКД были расторгнуты договоры подряда в связи с невыполнением договорных обязательств подрядными организациями.

Работы по 5 домам были перенесены из плана 2016 года в план 2015 года, так как эти дома повторяются в обоих годах с разным перечнем работ, и с целью максимального использования средств софинансирования, предоставленных в рамках государственной поддержки ГК Фонд содействия реформированию ЖКХ. Работы по указанным домам выполнены в полном объеме.

Собственники 20 МКД приняли решения о переносе работ по капитальному ремонту на более поздний срок.

11 домов были перенесены на более поздний период решением комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта, согласно постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2015г. №517-п.

2 многоквартирных дома были исключены из Программы капитального ремонта по причине превышения степени износа.

До конца декабря этого года соответствующие изменения будут внесены в краткосрочный план и Программу капитального ремонта.

Объем взносов на капитальный ремонт, перечисленных собственниками помещений в МКД на «котловой» счет югорского оператора с начала реализации Программы (с сентября 2014 года по 30 ноября 2016 года), составил 5306 млн рублей. В 2016 году было собрано 2593,80 млн рублей. За время действия программы собираемость взносов на капитальный ремонт значительно выросла. В 2016 году в Югре собираемость взносов за 2016 года превзошла среднероссийское значение. Так, по состоянию на сентябрь 2014 года этот показатель равнялся 43%, на 1 декабря 2016 года он составил уже 87,96% (средний по РФ 81,74%). Размер просроченной задолженности собственников составляет 1,68 млрд. рублей.

С целью повышения собираемости взносов проводится судебно-претензионная работа в отношении собственников помещений, имеющих задолженность. По состоянию на 1 декабря 2016 года  направлено 11 694 претензии на сумму порядка 210 млн рублей (209,13 млн рублей), подано 1247 исковых заявлений на сумму 24 млн. рублей (23,88 млн рублей), принято 680 решений суда. Все решения приняты в пользу Югорского фонда капитального ремонта. Иные дела находятся на рассмотрении в судах.

В Югре принят краткосрочный план на 2017-2019 гг., в соответствии с которым за эти три года в Югре свои жилищные условия улучшат жители почти 1200 многоквартирных домов. На капитальный ремонт этих домов планируется направить порядка 11 миллиардов рублей.

При этом будет увеличена государственная поддержка. Если с 2014 по 2016 годы из бюджета округа было выделено 235 млн рублей, то с 2017 по 2019 годы будет выделено 300 млн рублей.  Значительно будут увеличены суммы, направляемые на капитальный ремонт от муниципальных образований. Если с 2014 по 2016 годы из муниципальных бюджетов было выделено всего около 90 млн рублей, то с 2017 по 2019 годы будет выделено 460 млн рублей.

В 2017 году планируется отремонтировать 412 многоквартирных домов. На эти цели запланировали порядка 3,8 млрд рублей. В основном это средства собственников, но также в этой сумме деньги из окружного бюджета – 100 млн. рублей, и 157 млн. из муниципальных бюджетов.

В целях повышения собираемости взносов и формирования ответственного собственника в автономном округе особое внимание уделяется информационно-разъяснительной работе по вопросам проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. За период с 1 января по 15 декабря 2016 года в средствах массовой информации по данной теме размещено 2138 материалов, в том числе 140 – в печатных изданиях, 1538 – в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, 254 – в телевизионных эфирах, 161 – в радио эфирах. Напечатан раздаточный материал: 10000 брошюр и 5000 листовок о работе системы капитального ремонта домов.

Официальный сайт Югорского фонда капитального ремонта используется с момента его создания (февраль 2014 года) в качестве отдельного источника информации. Ежедневная посещаемость сайта составляет более 700 посетителей.




[1] Схема и программа развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2021 года (утверждена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.07.2016 № 398-рп).


[2] данные мониторинга по итогам  9 месяцев 2016 года



Опубликовано: 23.12.2016 10:40        Обновлено: 23.12.2016 10:42